На развилке между Долгом и Обязанностью: какой путь выбираете вы?

Это вызовет отклик в сердце каждого, кто уже очень долгое время (месяцами, годами или даже всю жизнь) выбирал «Обязанность», но все же чувствует, что настало время дать шанс «Долгу».

В жизни есть два пути: Долг и Обязанность. Мы снова и снова оказываемся на их перекрестке, и каждый раз нам приходится выбирать, куда свернуть.

Весь прошлый год я раз за разом выбирала Долг. И это изменило меня. Временами я света белого не видела. Но я никогда, ни на что не променяю прошедший год.

В этой статье я поделюсь тремя главными выводами, которые я почерпнула из этого опыта. Они очень помогут тем, кто сейчас хотел бы сойти с пути Обязательств и пойти по дороге Долга. Всем, кто хочет следовать за истинными велениями сердца, но пока не очень в себе уверен.

Путь Обязанности представляет собой жизнь, которую желают вам другие: как вы должны думать, что говорить, что делать или не делать. Это огромный пласт ожиданий, которые другие на нас сваливают. Когда вы выбираете путь Обязанности, то ваша дорогая легка, а риски незначительны.

Долг — совсем другой путь, тут нет вариантов и, соответственно, выбора.

Долг — это то, кто ты есть, во что ты веришь, как поступает твое подлинное «я». Это наши инстинкты, наши желания, стремления, вещи, места, идеи, которыми мы искренне увлекаемся, интуиция, которая ведет нас откуда-то глубоко изнутри. Долг — это то, что случается, когда мы прекращаем пытаться подстроиться под чужие идеалы и начинаем диктовать собственные. Потому что когда ты выбираешь Долг, ты больше не ждешь, чтобы что-то тебя вдохновило. Наоборот, ты черпаешь вдохновение изнутри, из какого-то яркого и таинственного места.

Долг — это причина, по которой Ван Гог рисовал всю свою жизнь без малейшего публичного признания. Долг — это причина, по которой Моцартпредставил Дона Джовани, а Колтрейн продолжал исполнять свою музыку, даже когда критики называли ее уродливой. Долг — это причина, почему тридцатилетний юрист потратил три года на свой первый роман, который отвергли десятки издателей. Однако его стремление было однажды вознаграждено, он получил долгожданное «Да» — так обрел свою славу Джон Гришэм.  Долг — это не прерогатива художников, композиторов и писателей. Долг — это причина, почему Airbnb продавали хлопья для завтрака, чтобы свести концы с концами, потому что никто не давал им денег — окружающие только и говорили, что пора завязывать со своими идеями.

Когда я работала в Mailbox, я наткнулась на TED, где Стефан Сагмейстеррассказывал о различиях между работой, карьерой и призвании. И мне стало интересно — а чем же занимаюсь я?

В то время я читала биографию Пикассо, написанную Арианной Хаффингтон:

«Чем больше я узнавала о его жизни и чем больше вникала в его искусство, тем больше мы сливались. «Значение имеет не столько то, что художник сделал, но то, кто он есть», — сказал Пикассо. Но его картины были настолько автобиографичны, что то, что он делал, и было им самим.»

Жизнь Пикассо неразрывно связана с его работами. Эта была одна жгучая смесь из корриды, пляжей и выпивки. Мы прекрасно это видим, потому что просто посмотрев на картины Пикассо, мы буквально заглядываем ему в душу. И то же самое происходит, когда наша жизнь, наша сущность, становятся едины с нашей работой. Это случается, когда описание работы и должности больше не имеют смысла. Потому что мы перестаем просто ходить на работу  — мы сами становимся воплощением своего дела.

И это привело меня к важной гипотезе. Что если…

Что если то, кто мы есть, и то, что мы делаем, сольются воедино? Что если наша работа будет там автобиографична, что мы не сможем отделить продукт от личности? Что если наша работа будет и нашей карьерой, и нашим призванием?

Эта мысль просто озарила меня.

Выбрать Долг кажется фантастической перспективой? Сделать своей работой наши таланты  и предлагать их миру.

Но оказалось, что выбрать Долг — это страшно, это трудно, почти как спрыгнуть с ужасающе высокого утеса, с вершины которого не видно подножье.

Всего год назад я спрыгнула с первого из множества моих утесов — бросила отличную работу на Mailbox, чтобы заняться искусством.

Раздел 01

Выбор пути Долга создает ту работу, которая отправляет импульс во вселенную.

Но все начинается с легкого шепота, зова откуда-то издалека.

Путь к моему Долгу начался с претворения в жизнь моего сна о белой комнате: бетонные полы, белые стены и матрас на полу. Вот и все. Я приходила в эту комнату во сне практически каждую ночь. Однажды друг спросил меня, изменю ли я когда-нибудь свою жизнь: «Ты думала, как  воплотить свой сон в реальность?». Я еще не думала, но после этого начала задаваться этим вопросом…

И я подумала — Craigslist.

Там я просмотрела множество фотографий квартир на съем, хотя чувствовала себя смешной. Но потом я увидела ее — Белую комнату. Она была прямо на моем экране, моя мечта наяву на фотографии размером всего в 72 x 72 пикселей.

Так и началось мое путешествие.

Я выросла в Техасе и весьма смутно представляла, как же это — чувствовать внутренний зов? Я никогда не испытывала его сама. Может быть поэтому моя любимая история — это история Моисея. Он был последним человеком на земле, которого можно было бы выбрать, чтобы вести тысячи людей к обетованной земле. Он был тихий, заикающийся, однако именно он почувствовал зов.

«Следуйте за своей звездой. И перед вами будут открываться двери даже там, где их и не было раньше», — написал однажды современный философ Джозеф Кампбелл.

Но недавно кто-то задал мне вопрос: «Что если я не слышу свой зов? Если я хотел бы его расслышать, но не смогу? Что же тогда делать?».

И мне на ум пришли две идеи.

В Mailbox мы переняли известную практику у Amazon: мы писали наши будущие пресс-релизы. Ну да, писали настоящие пресс-релизы по пока несуществующим продуктам, но тем, которые хотели бы у себя увидеть. Мы придумывали заголовки, просчитывали, что же случится, если оживут наши самые смелые мечты. Мы даже напечатали их, вложили в журнал и положили на журнальный столик. Большинство людей могут весьма смело фантазировать о продуктах, о будущем компании, но очень немногие отваживаются думать так о своей жизни.

Роз Сэвидж, консультант по вопросам управления в Лондоне, сейчас живет «по полной».  Ей было 33, когда она села и написала… две версии своего некролога:

«В первом была жизнь, которую я хотела бы иметь. Я вспоминала обо всех некрологах, которые мне нравилось читать, о людях, которыми я восхищалась… людях, которые прекрасно знали, как жить. Вторая версия некролога раскрывала то, куда я двигалась сейчас — традиционная, обычная и удобная жизнь. Разница между двумя некрологами просто поражала. Я поняла, что нужно что-то менять… Я почувствовала, что кое-что поняла. Я была как плотник с совершенно новеньким набором инструментов, но без единого брусочка дерева. Мне нужен был проект. А еще я решила пересечь Атлантический океан.»

Но вернемся в Mailbox: 27 февраля 2013 года, четверг, 8 часов утра, мы откупорили первую бутылку шампанского. Нас было 13. Мы с широко раскрытыми глазами уставились на монитор, где красовались девять месяцев нашей работы — приложение для iPhone. Я посмотрела на всех этих удивительных людей, сидящих в одной комнате со мной, я поняла, что это будет один из самых ярких моментов в моей жизни. Но краешком сознания я никак не могла оставить мысль, какое же это имеет отношение к моей мечте о белой комнате.

Раздел 02

Выбор пути Долга требует «прыжка веры».

Если вы когда-либо смотрели вниз с края скалы, ты чувствовали страх.

Выбор пути Долга поднимает значимые, страшные вопросы, на которые часто нет простого ответа. Вот три самых главных страха, о которых я слышала, и советы, что же с ними делать.

01. Деньги

Деньги могут стать тем мостом, который приведет вас к познанию Долга. Их нужно не так уж и много. Но что требуется, так это решимость.  При помощи денег вы можете «купить» себе день, неделю, месяц времени на работу над своим Долгом, хотя есть риск, что результат будет нулевой. Или вы можете потратить деньги на свитер, костюм, автомобиль — весьма очевидные ценности и низкие риски.

Конечно, лучший способ заработка — это выявить свои наклонности и таланты, чтобы работать именно с ними. Люди, которые постоянно выбирают Долг, отваживаются сделать этот прыжок. И с удовольствием обнаруживают, что куда легче зарабатывать деньги на том, что им нравится делать.

02. Время

Поиск вашего признания не означает, что вам придется бросить работу. Также это не означает, что вы должны купить билет в один конец в далекую волшебную страну, где совсем не ловит сотовый. Хотя некоторые решили сделать и первое, и второе: я и сама знаю, как просто упаковать небольшую сумку, помахать всем на прощание и нажать на кнопку «сброса». Но возвращение, фаза повторного входа, бывает ужасно жестокой.

Куда более трудный и одновременно устойчивый путь — это делать небольшие сдвиги в существующей обыденной реальности.  Важно уметь интегрировать, а не уничтожать. Для Шерил Сандберг проект «Lean In» долгое время казался лишь небольшой частичкой в ее сердце, пока он не превратился в одну из крупнейших в мире компаний.  Включение Долга в уже существующую жизнь сродни совместному созданию небольших возможностей, способности отказаться от тихих деньков, посвященных только размышлениям — вместо этого действительно взяться за дело. Это умение начать с любой мелочи, с чего угодно, но все это во благо вашей собственной правды.

Хотя многие считают деньги и расписание главными причинами, почему они не решаются на прыжок, я верю, что настоящая причина глубже и намного серьезнее.

03. Страхи

Наш Долг рождается где-то в глубине нас — это прекрасная истина, взывающая к нам изнутри. Обязательство — это напротив, зов извне. Они занимают не менее важное место в нашей жизни. Обязательства должны исходить от нашего дома, от людей, которых мы любим, от созданного нами же мира — людей, мест и вещей, которые тоже стали частью нас.

Находясь на краю утеса, бросив взгляд вниз, слушая призывы сирен, мы ощущаем  ужасающую перспективу заброшенности, вероятность ошибок, унижений. Именно в такие моменты люди решают не прыгать. Потому что они не хотят неизвестности, не хотят попасть туда, где не существует никаких гарантий, где возможно все.

Просто возьмите лист бумаги и проставьте слева список из 10 пунктов. Пусть название у него будет «Чего я боюсь?». Это Сценарий Худшего развития событий. Это будет список тех вещей, которые заставляют вас думать: «Надо мной просто посмеются». Пусть в нем будут ваши самые большие страхи. Всего на заполнение списка потратьте 10 минут.

Поехали.

Строка за строкой, вспоминайте каждый из страхов. Они ведь будут над вами смеяться? Неужели? А что вы будете чувствовать? Строка за строкой, думайте о своих страхах. Вы действительно станете бездомным? Одиноким? Вам реально нужно так много денег? Это список ваших компромиссов. И именно это главные препятствия на вашем пути.

Раздел 03

Выбор Долга — это ежедневный труд, повторяющийся выбор.

Если вчера вы все же выбрали Обязательства, не стоит думать, что сегодня вы не можете выбрать Долг. И если вы сегодня вы предпочли Долг, не стоит полагать, что завтра путь к Обязательствам будет закрыт.

Смеркалось, когда я впервые вошла в комнату моей мечты. Она была невероятно, абсолютно белой, она была символом чего-то нового, нового начала. Я огляделась и подумала: «Что, черт побери, я делаю? Почему я здесь?». И тогда я ясно расслышала голос: «Время рисовать».

Прошло время, и я поняла, что теперь выбираю Долг куда чаще Обязательств. И этот постоянный выбор Долга открыл передо мной двери, которые я и вообразить не могла. Вот три свойства, которые я внедрила в свою жизнь, чтобы стабильно следовать своему Долгу.

1) Одиночество

Часто переход с привычного пути на путь Долга не располагает к массе спутников.

Это путешествие в одиночку, у которого множество имен. В мифах его называли  лабиринтом, бездной, лесом, путешествием сквозь ночь. В культурном контексте он зовется выходом в мир, поиском, паломничеством. А Бен Горовиц назвал его  борьбой.

Так я однажды и оказалась одна на шесть недель на Бали посреди рисовых плантаций, без телефона, интернета и даже без трех стен в моем новом доме. Я назвала это «домом без стен». Он был покрыт пальмовыми листьями, пах жасмином. И все эти шесть недель гекконы, лягушки и люди приходили ко мне, когда им вздумается. Потому что не было ни стен, ни правил, которые бы им помешали. Я потом еще долго мечтала о таком месте, в котором можно было быть и снаружи, и внутри одновременно.

За  шесть недель в «доме без стен» я замедлилась, моя речь стала размеренной, я нашла тихое место у себя внутри и расслабилась. Я спала под пальмовыми листьями, ночным небом и множеством лунных фаз.

2) Концентрация

Именно в «доме без стен» я полюбила луну. Однажды мой балийский друг решил перенести две мои картины на ткань — просто так, для веселья.

А теперь перемотаем на пару месяцев вперед: я вернулась в Сан-Франциско и решила придумать, что же делать с этими утонченными тканями. Сам процесс нанесения картин на ткани был столь прекрасным и близким мне, что я захотела научиться сочетать эти техники. Так я решила поехать в Нью-Йорк  и за две недели разобраться с этим.

Мой друг сравнил однажды концентрацию с лазерным лучом  — если не сфокусировать луч, он будет сиять повсюду. Он будет ярким, но слепящим.

Если же сфокусировать свет, то он станет лазером — сильным и направленным.

3) Привлекайте других людей

Как бывший креативщик с твердой верой в ориентированный на человека дизайн, я начала думать, даже волноваться, как сделать так, чтобы мое внутреннее путешествие вышло на связь с внешним миром. И вот что я придумала:

За две недели в Нью-Йорке я отправила письма десятке самых талантливых и замечательных женщин из всех, кого знаю. Я пригласила их прокомментировать мои работы и дать оценку моим трудам. Да, нужно привлекать других, но не раньше, чем поймешь, над чем ты работаешь, и почему.

Эти женщины дали мне ценные отклики, которые привели меня к новым идеям. И кстати,  благодаря им через неделю я снова оказалась на Бали. Однако на этот раз со мной были 200 ярдов чистой ткани. Я работала вместе с мастером по батику, и мы расписали 100 уникальных произведений искусства, на которые нас вдохновили фазы луны. Мы выпустили нашу первую текстильную коллекцию Bulan и распродали ее за две недели.

Раздел 04

Те, кто выбирает Долг.

Когда то, что мы делаем, становится единым с тем, чем мы являемся, мы следуем пути Долга. Когда мы выбираем Долг, мы в первую очередь создаем себя. Это главная работа. Когда мы делаем что-то, потому что Должны, а не просто потому что можем, то сразу видим разницу. Это как разница между одноразовыми вещами или же вещами со сроком годности пару лет и ключевыми жизненными творениями, которые переживают поколения.

Если вы верите, что в вас есть что-то особенное, если вы верите, что пришла пора дать этому шанс, то начните следовать этому зову хотя бы немного уже сегодня.

Если вы чувствуете узел в животе, потому что ощущаете ту невероятную пропасть между вашей мечтой и текущей жизнью, то сделайте хотя бы одну вещь, чтобы сблизить их уже сегодня.

Если вы вглядываетесь  вниз с утеса, но не можете прыгнуть, подумайте — что же останавливает вас сегодня?

Потому что это и есть тот всегда повторяющийся выбор жизни, с которым мы сталкиваемся на перекрестке двух дорог. Мы оказываемся на нем снова и снова. И сегодня у вас снова будет шанс выбрать.

Это перевод статьи The Crossroads of Should and Must из блога medium.com.