Еще одна причина тратить деньги на впечатления, а не на вещи

Вот уже более десяти лет прошло с тех пор, как американские психологи Лиф Ван Бовен и Томас Гилович пришли в выводу, что люди становятся счастливее, когда делают что-то, чем когда получают материальные вещи. «Делать или обладать? Вот в чем вопрос» — такое название носила их работа, опубликованная в 2003 году, с тех пор ее цитировали различные издания сотни раз.

Сегодня многие люди признали, что деньги, потраченные на билет на самолет для поездки в отпуск, в конечном итоге принесут им больше приятных ощущений, чем покупка нового телевизора по той же цене. Теория изучения счастья продолжает развиваться и социологи находят все новые грани понимания, как же именно экономический выбор влияет на душевное благосостояние.

Новая статья в соавторстве с Томасом Гиловичем уточняет разницу между эмпирическими и материальными покупками. Как же люди себя чувствуют до совершения покупки, когда думают о бронировании билетов на самолет в страны Карибского бассейна, собираются сходить в кино, или же думают о покупке украшений и одежды?

Гилович со своими коллегами попросили испытуемых подумать об интересном опыте, который они планируют, либо о предстоящей покупке, и оценить, чего же они ждут с большим нетерпением и что дарит им приятное возбуждение. Кроме того, они провели дополнительное исследование: при помощи айфонов психологи опросили 2226 взрослых о том, какие в ближайшее время они планируют траты. И если планируют, то что же это будет — приобретение новых впечатлений или вещь, и испытывают ли они в связи с этим приятные ощущения, нетерпение или будоражащее волнение.

Кроме того, в ходе исследования участников попросили припомнить, какие у них были чувства, когда они стояли в очереди за покупкой. Ученые также просмотрели архивы в поисках исследований о людях, которые стояли в очередях за покупкой.

Все исследования показали в итоге, что намного более захватывающим оказалось ожидание нового опыта, а не покупки вещи, вне зависимости от масштабов потраченной суммы. Люди, стоящие в утомительной очереди, чтобы испытать новые ощущения (например на аттракцион в тематическом парке или на игру), чувствуют себя гораздо лучше по сравнению с людьми, стоящими в длинной очереди за материальными благами.

Казалось бы простое, но подтвержденное научными исследованиями открытие очень важно для общества, ведь согласно ему «качественно повысить общее благосостояние можно развивая инфраструктуру, дающую приятный опыт — парки, трассы, пляжи, чем повышая уровень материального потребления».