Магия ученичества: практическое руководство

Тим Феррисс делится с нами одной из шести статей Роберта Грина о том, как найти себе наставника и получить необходимые знания и навыки на избранной вами стезе.

Меня постоянно спрашивают: «Как найти себе наставника?».

Хорошего ответа на этот вопрос у меня так и не появилось. Печально вот что: люди, которых вы видите своими наставниками, не воспринимают себя умудренными тренерами жизни. И что же с этим делать?

Во-первых, изменить саму постановку вопроса. Может это и избито, но я скажу, что учитель появляется тогда, когда ученик этому готов, и это скрытый совет. Вот вам вопрос получше: «Как мне стать идеальным учеником»?

Лучший метод ученичества из всех мой изученных я прочел в «Мастерстве», последней книге Роберта Грина, автора «48 законов власти». Он пишет об ученичестве, поиске наставника и углубленном овладении навыками, что и делает «Мастерство» идеальным тандемом вместе с книгой «Шеф-повар за 4 часа», как мне думается. Это одна из немногих книг, которые я прочел от корки до корки за последние месяцы.

Далее в статье рассматриваются лучшие примеры ученичества мирового уровня, а также даются советы, как подражать им. Как только вы последуете этим советам, ваш рост будет предопределен.

Даем слово Роберту Грину

Путь к величию прост. По нему следовали все — от художников Возрождения до предпринимателей из Силиконовой Долины. Когда я писал первые свои 4 книги, то погружался в изучение как раз людей такого типа, самых влиятельных личностей в истории. Долгие часы раздумий, исследований и оттачивание текста — последние четыре года были посвящены написанию моей последней книги, в которой я и открыл безошибочную формулу, как стать лучшим…

Сегодня я хочу поделиться первым шагом в путешествии к Мастерству: как начать учиться. На протяжении всей истории Мастера постигали свои знания именно этим методом. Существует множество различных способов для вашего обучения, но не совершайте ошибок: вы не сможете стать великим без наставников и мастеров, которые обучат вас необходимым навыкам в избранном ремесле.

 

Часть I: Обучение ценнее денег

В 1718 году в Бостоне Иосиф Франклин решил ввести своего 12-летнего сына Бенджамина в прибыльный семейный свечной бизнес, сделав его своим учеником. Его идея заключалась в том, что после семи лет ученичества и небольшого активного опыта Бенджамин возьмет на себя управление делом. Но у Бенджамина были другие соображения на этот счет. Он угрожал сбежать в матросы, если отец не позволит ему выбирать, чему тот может учиться. Отец уже пережил потерю одного сбежавшего сына, так что он уступил.

К удивлению отца сын выбрал себе работу в недавно открывшейся полиграфии старшего брата. Это дело требовало большого труда, а время обучения здесь длилось девять вместо семи лет. Кроме того печатный бизнес был весьма непостоянным и полагать на него свое будущее было большим риском. Но это был его выбор, решил отец. Пусть испытает все на своей шкуре.

Но юный Бенджамин не сказал своему отцу, что намерен стать писателем. Большая часть работы в лавке требовала ручного труда и управления машинами, но его то и дело просили корректировать или набрать текст или брошюру. И вокруг всегда была масса новых книг. За несколько лет работы мальчик обнаружил, что некоторые из его любимых текстов были взяты из английских газет, которые перепечатывали на станках брата.

Он попросился присматривать за процессом перепечатки этих статей, что дало ему возможность детально изучать тексты и самостоятельно учиться у них стилю для собственных текстов. Он  сам превратил эти годы в самые познавательные для изучения писательского дела, кроме того отлично изучил процесс печати.

_

После выпуска из Политехнической Школы Цюриха в 1900 году Альберт Эйнштейн оказался перед весьма скромными перспективами трудоустройства. Он выпустился с неважными результатами по сравнению с другими студентами, что почти наверняка лишало его любой возможности получить должность преподавателя. Альберт был рад покинуть наконец университет и планировал посвятить себя самостоятельному изучению некоторые проблем в физике, которые волновали его уже несколько лет.

Это было что-то сродни самообучению теории и мысленным экспериментам. Но одновременно он должен был и зарабатывать на жизнь. Его приглашали на работу инженером в коммерческое предприятие отца в Милане, но такая работа не оставляла ему свободного времени. Друг мог предложить ему хорошо оплачиваемую должность в страховой компании, но это не соответствовало умственным запросам Эйнштейна и мешало ему размышлять над поставленными вопросами.

Год спустя другой его друг предложил вакансию в швейцарском патентном бюро в Берне. Зарплата была не высока, должность самая низовая, рабочий день долгим, а работа состояла из довольно рутинной работы — рассмотрения патентных заявок, но Эйнштейн уцепился за этот шанс. Его задачей было анализировать обоснованность патентных заявок, многие из которых затрагивали научные аспекты, в которых он был заинтересован. Заявки были для него как маленькие загадки или мысленные эксперименты, он пытался представить себе, как воплотятся эти идеи и превратятся в изобретения.

Работа там помогла отточить его способности к рассуждению. После нескольких месяцев работы он настолько поднаторел в этой умственной игре, что мог заканчивать свою работу за два-три часа, а остальную часть дня оставлять для работы над собственными мысленными экспериментами. В 1905 году он опубликовал свою первую теорию относительности, большая часть работы по ней был сделана за его рабочим столом в патентном бюро.

С самого момента рождения в 1960 году Фредди Роуча растили как будущего чемпиона бокса. Его отец сам был профессиональным бойцом, а мать — судьей. Когда Фредди было шесть лет, его взяли в местный бостонский тренажерный зал, чтобы он начал серьезно тренироваться в этом виде спорта. Он работал с тренером по несколько часов шесть дней в неделю.

В  пятнадцать лет он почувствовал, что выгорел. Он находил все больше и больше оправданий, чтобы не ходить на тренировки. Однажды его мать почувствовала это и сказала: «Почему ты вообще выходишь на ринг? Тебя же постоянно бьют. Ты не способен бороться». Он привык к постоянной критике от отца и братьев, но столь откровенная оценка от матери оказала на него сильное воздействие. Мать была уверена, что величие предназначено его старшему брату.

Тогда Фредди решил, что докажет, как она была неправа. Он вернулся к  строгому режиму тренировок с удвоенной силой. Он обнаружил, что любит дисциплинированность и тренировки. Он наслаждался ощущением того, как он становится все лучше, накоплением трофеев, а больше всего тем, что мог теперь фактически побить своего брата. Так вернулась его любовь к спорту.

Теперь Фредди был самым перспективным из своих братьев, и отец взял его в Лас-Вегас, где он мог достичь больших карьерных высот. Там в восемнадцать Фредди и встретил легендарного тренера Эдди Фатча  и стал работать под его руководством. Все это сулило большие перспективы, его выбрали в боксерскую команду США и он стал расти профессионально. Вскоре, однако, он натолкнулся на еще одну стену.

Он научился самым эффективным приемам Фатча и довел их до совершенства, но в реальной схватке все приключалось совсем иначе. Как только он получал удар на ринге, то начинал драться инстинктивно, его эмоции брали над ним верх. Его бои превратились в многораундовые схватки, в которых он часто терпел поражение.

Через несколько лет Фатч сказал Роучу, что пришло время уйти в отставку. Но для него в боксе был весь смысл жизни, уйти с ринга и чем заниматься? Он продолжал драться и проигрывать, пока не стало очевидным, что придется уйти. Он нашел себе работу в телемаркетинге и начал сильно пить. Теперь он ненавидел спорт — он так многое ему отдал и в итоге остался ни с чем.

Почти вопреки самому себе он вернулся в тренажерный зал Фатча, чтобы посмотреть на спарринг его друга Вирджила Хилла с другим боксером, претендующим на титул. Фатч тренировал обоих боксеров, но в углу Хилла не было никого, кто бы ему помогал. Так что Фредди принес ему воды и дал пару советов. Он пришел помочь Хиллу и на следующий день, а вскоре стал постоянно появляться в зале Фатча. Ему не платили, так что он не бросал работу в телепродажах, но что-то внутри него почуяло возможности — и он увлекался новым занятием со всей страстью. Он приходил в зал вовремя и оставался там дольше любого другого. Он прекрасно знал техники Фатча, так что мог научить им всех боксеров. Так начал расти и круг его обязанностей.

После работы на двух работах времени оставалось только поспать. Это было почти физически невыносимо, но он смог выстоять, потому что он учился тому, что было ему предназначено. Однажды Вирджилл Хилл показал Фрредди технику, которую он позаимствовал у некоторых кубинских бойцов: вместо работы с грушей они в основном тренировались с тренером, который носил большие мягкие рукавицы. На ринге бойцы не только практиковали удары, но и частично участвовали в спарринге с тренером.

Роуч решил попробовать это с Хиллом и ему понравилось! Он не только снова вернулся на ринг, он почувствовал, как устарели методы обучения боксу. Он смог представить себе, как приспособить рукавицы не только для отработки ударов. Ведь они могли дать тренеру возможность разработать и продемонстрировать целую стратегию боя в реальном времени! Это могло произвести революцию в боксе и оживить его. Роуч стал развивать свой подход вместе с несколькими бойцами, которых тренировал. Он учил их в более подвижной и стратегически-ориентированной манере.

За несколько лет он впечатлил своими знаниями столько молодых боксеров, что смог открыть собственное дело. Вскоре он оставил Фатча, чтобы работать в одиночку. Он быстро зарекомендовал себя лучшим в вопросе подготовки боксеров, и так за пару лет стал самым успешным тренером своего поколения.

УРОК:

Простой закон человеческой психологии — ваши мысли вращаются вокруг того, что вы больше всего цените. Если это деньги, вы выберете для своего ученичества сферу, которая предлагает самые высокие зарплаты. Конечно, в таких местах на вас будет оказываться и большое давление, чтобы вы доказали, что достойны высокого заработка. И это давление падет на вас раньше, чем вы будете к нему готовы.

Вы будете сосредоточены на себе, собственной неуверенности, потребности нравиться и необходимости производить впечатление на нужных людей, а не на приобретении навыков. Делать ошибки и учиться на них будет для вас непозволительной роскошью, потому вы будете двигаться по осторожному, консервативному пути. Когда вы преуспеете, вы «подсядете» на высокую зарплату и она будет обуславливать, куда вы идете, как вы думаете и даже что вы делаете. В итоге, вас настигнет упущенное для получения навыков время и вас ждет болезненное падение.

Вместо всего этого вы должны превыше всего ценить свое обучение. Оно приведет вас к правильному выбору. Вы будете выбирать ситуации, которые дадут вам больше возможностей для обучения, особенно в практической сфере. Вы будете выбрать места, где есть люди и наставники, которые могут вдохновить вас и многому научить. У работы с посредственной оплатой есть дополнительные преимущества, вы можете научиться на ней ценному жизненному навыку.

Если ваше ученичество требует свободного времени, то вы выберете работы, чтобы платить по счетам, а также тренировать остроту ума, но также оставляющие вам время на ваши важные дела. Никогда не относитесь презрительно к ученической работе без оплаты. На самом деле именно на ней можно постигнуть больше мудрости, чтобы найти идеального наставника, которому можно предложить помощь в качестве бесплатного ассистента. Такие наставники будут рады вашей заинтересованности  и увлеченности и расскажут вам больше, чем обычные секреты ремесла. В итоге, если вы будете ценить обучение, то сможете подготовить почву для творческого расширения.  Тогда к вам придет и достаток.

>Понравилась статья?

Стоит отметить, что это первая из шести статей Роберта Грина. Если понравилось, напишите в комментариях, и мы переведем для вас остальные 5.