6 научных причин, почему люди ведут себя в самолете как полные мудаки

С тех пор, как на место полураздетых стюардессочек  и курящих сигары пассажиров пришли «бортпроводники» и детекторы дыма в туалетах, перелеты утратили весомую долю своей восхитительности. Люди ведут себя как дерьмо, самолеты забиты, а вы вынуждены сносить десятки унижений еще до того, как доберетесь до своего тесного креслица.

Но в последнее время, при упоминании самолетов, если отвлечься от всех этих историй с агрессивными пассажирами и приборами для защиты коленей, возникает вполне разумный вопрос, что именно в полетах пробуждает в людях худшие качества,  ну, помимо еды, конечно. Так что мы решили спросить экспертов, двух психологов и одного опытного пилота, чтобы узнать — почему.

Люди ненавидят, когда их контролируют

Стрессы перелетов — длинные очереди, сующая в ваши вещи нос служба безопасности, а еще вам приказывают то снять ботинки, то пристегнуть ремни — заставляют людей ощущать, что у них все меньше контроля над своей жизнью, что приводит к страху, тревожности, и в итоге они срываются.

Мало что может так лишить вас чувства контроля, как перелет. Ведь ведет самолет кто-то другой, вам же просто разрешат подняться на борт, когда будет можно, везде очень шумно, часто бывает темно, — рассказывает клинический психолог доктор Рамани Дарвасула. — Когда мы теряем контроль над своей жизнью, мы теряем контроль и над нашими эмоциями, гнев и разочарование ведут к ссоре. Это типичный рецепт гнева.

Основные инстинкты берут верх

Защита подлокотника вашего кресла во время перелета — эквивалент защиты вашего гнезда.

— Мало что так свято для нас, как наши личные границы, — говорит Майкл Брейн, называющий себя Психологом путешественников.  — И когда их нарушают, вы срываетесь.

Брейн поясняет, что узкое пространство и отсутствие возможности уйти только усугубляет проблему.

Вы вынуждены приспосабливаться к нежелательной близости. Вы пытаетесь отстраниться, насколько можете, но авиаперелету сопутствует столько разочарования и беспокойства, вторжение в личное пространство, приправленное стрессом, выплескивается в ярость.

Дурное поведение ужасно заразно

Обезьяна видит, обезьяна делает, — продолжает Брейн.  Когда мы видим чьи-то поступки, мы сознательно можем не подражать им, но они могут подвигать нас на схожее поведение — внутренний бунт, если хотите. Люди сами начинают подражать своему окружению, чтобы вписаться.

Плюс, если все вокруг вас дико сварливы, вы будете ощущать себя, будто вам нагадили в душу.

Сегодня самолетами пользуются куда более ужасные люди

Очевидно, что люди вообще — не подарки, но в последние годы летать стали все более шумные и вздорные люди.

Патрик Смит, работавший пилотом на коммерческих рейсах с 1990 года, а также автор блога  askthepilot.com, отмечает, что хотя сейчас в телешоу часто обсуждают ругань в самолетах, проблема уходит своими корнями далеко в прошлое. Смит заявил, что снижение цен на билеты привело к росту количества «инцидентов» на борту самолета, все потому что вкупе с доступной ценой идет своеобразная «демография».

В пришлые десятилетия, когда билеты были дорогими и услуга перелетов была более эксклюзивной, здесь нельзя было встретиться с нетрезвыми студентами, летящими в Канкун на выходные.  И сам полет на самолете стал куда менее ценным опытом, чем раньше. Правильно это или нет, но пассажиры не чувствуют себя обязанными вести себя прилично, как то было принято раньше.

Алкоголь — катализатор буянства

Капитан Смит говорит, что алкоголь  повышает вероятность склок на борту самолета в разы. И Брейн соглашается с ним, ведь алкоголь и некоторые препараты провоцируют пассажиров отринуть самоконтроль.

Алкоголь и самолеты — не самое хорошее сочетание. Это как открыть бар, в котором мало свежего воздуха, в таком случае сила воздействия алкоголя будет еще сильнее, — поясняет Дарвасула.

С точки зрения непрофессионалов: распитие алкоголя, будучи засунутым в тесную летающую бочку, не самая прекрасная идея.

Авиаперевозчики стараются выжать максимум денег

Авиаперелеты — это бизнес. Возможно, порой не очень хорошо управляемый, но кое-что всегда верно: все компании стараются заработать столько денег, сколько смогут. Это значит, что они будут запихивать людей в крылатую «банку из-под сардин» до упора, вводя дополнительные сборы за сумки, и даже жадничая вам на арахис!

Богохульство!

Людской гнев вызывает потеря контроля над своей жизнью. А авиакомпании нарушают людское личное пространство. Грубо. — заключает Брейн. — Они настолько давят на людей, что это становится опасным. Это почти что приключение!

Но нет никакого волшебного решения, которое могло было избавить авиационную индустрию от этой распространенной беды. Потому, когда вы сядете в самолет в следующий раз, по крайней мере приглядитесь,  что же вокруг творится, ну если только вас полностью не поглотит борьба за подлокотник, попытки уместить ноги под креслом или другая «борьба за выживание».